Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 г. Сальска Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2022 приказ! ПРОГРАММА профилактики и преодоления школьной неуспешности в МБОУ СОШ № 21 г. Сальска г. Сальск 2022 г. 1. Паспорт программы Наименованиепрограммы «Программа по профилактике и преодолению школьнойнеуспешности в МБОУ СОШ № 21 г. Сальска» Разработчикипро граммы Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 21 г. Сальска Нормативно-правовые Федеральный закон «Об образовании в Российской основания для разработки Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Программы Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования. Устав школы. Цель программы - исследование причин и корректировка образовательной деятельности наоснове результатов мониторинга неуспешности в обучении учащихся школы; - формирование индивидуальной программы преодоления неуспешности вобучении учащихся. Задачи программы - выявление признаков неуспешности в обучении учащихся и причин еёвозникновения; - определение критериев успешности детей в условиях раскрытия их способностей; - совершенствование форм и методов работы, способствующих всестороннему развитию каждого обучающегося; - оказание помощи обучающимся в ликвидации пробелов в обучении; - повышение мотивации обучения, самооценки, уверенности; - формирование образа «Я», наличия собственной позиции школьника; - развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации; - вовлечение обучающихся и родителей в социально-значимую деятельность; - организация работы с родителями по ликвидации неуспеваемости у обучающихся Сроки и этапыреализации Подготовительный этап: сентябрь - октябрь 2022 г. - начало выполнения Программы. Основной этап: сентябрь - март 2023 г. - апробация новшеств и преобразований, внедрение их в работу школы. Обобщающе-аналитический этап: июнь 2023 г. подведение итогов и соотнесение результатов деятельности сцелями и задачами по основным направлениям реализации Программы. Обучающиеся, родители, педагоги школы, Целевые группы педагог -психолог, социальный педагог Педагогический коллектив, администрация школы, Исполнители основных ученики школы, родители мероприятий Система организации контроля Результаты поэтапного выполнения мероприятий за исполнениеммероприятий Программы_______________ Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Программырассматриваются на педагогическом совете. - достижение обучающихся с рисками учебной неуспешности результатов освоения образовательной программы; - формирование совокупности у учащихся данной категории «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию; - положительные отметки за четвертные и полугодовые периоды; - успешная социально-психологическая адаптация детей с высокими рисками неуспешности в обучении, в образовательной среде, социуме; - рост уровня индивидуальной работы с детьми с цельюразвития способностей учащихся._________ Целевые показатели программы Показатель 1. Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, у которых определены причины 10 затруднений в усвоение учебного материала. Показатель 2. Разработаны индивидуальные планы по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности. Показатель 3. Доля обучающихся, для которых разработаны и реализуются программы наставничества по ликвидации затруднений. Показатель 4. Наличие документов, отражающих достижения и индивидуальный прогресс по достижению предметных, метапредментых результатов у 100% обучающихся. Показатель 5. Разработан и утвержден график оказания психологической помощи учащимся и родителям (законным представителям). Показатель 6. Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, охвачены программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями; Показатель 7. Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности принимают участие в конкурсах. Долю определяет Школа в зависимости от условий и категорий обучающихся с рисками учебной неуспешности.________________________ 2. Пояснительная записка Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого- педагогического явления как школьная неуспешность. Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики... По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. К школьным проблемам в первую очередь приводит психофизиологическая и валеологическая некомпетентность взрослых, воздействующих на ребенка как в школе, так и дома. Если школьная неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило, «браком» в работе образовательного учреждения, то школьная неуспешность - не только школы, но и семьи. Школьная успешность включает в себя некий уровень успеваемости, но он часто оказывается не на первом месте. Окружение учащегося, без сомнения, оказывает серьезное влияние на его школьную успешность. Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, а в результате и школьной неуспешности, вьщеляют факторы внешней среды и факторы роста и развития ребенка. К неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации. Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не только слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь; несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления тоже имеют свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе. Школьная неуспешность часто вызывает агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании личности и здоровье ребенка. Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения. Частой причиной учебной неуспешности обучающихся являются слабая сформированность метапредметных умений, а также существенные пробелы в базовой предметной подготовке. Неуспеваемость также связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Диагностика обучающихся с трудностями в учебной деятельности позволила выявить причины затруднений; - слабая сформированность читательских навыков и навыков работы с информацией; - слабая сформированность элементарных математических представлений (чувства - числа, пространственных представлений, навыков счета и т.п.); - слабая сформированность навыков самоорганизации, самокоррекции; - конкретные проблемы в предметной подготовке (неосвоенные системообразующие - элементы содержания, без владения которыми невозможно понимание следующих тем; слабо сформированные предметные умения, навыки и способы деятельности). Цели программы: - исследование причин и корректировка образовательной деятельности на основе результатов мониторинга неуспешности в обучении учащихся школы; - формирование индивидуальной программы преодоления неуспешности в обучении учащихся. Задачи: - выявление признаков неуспешности в обучении учащихся и причин её возникновення; - определение критериев успешности детей в условиях раскрытия их способностей; - совершенствование форм и методов работы, способствующих всестороннему развитию каждогообучающегося; - оказание помощи обучающимся в ликвидации пробелов в обучении; - повышение мотивации обучения, самооценки, уверенности; - формирование образа «Я», наличия собственной позиции школьника; - развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации; - вовлечение обучающихся и родителей в социально-значимую деятельность; - организация работы с родителями по ликвидации неуспеваемости у обучающихся 3. Этапы реализации программы 1 этап. Подготовительный этап: сентябрь - октябрь 2022 г. - начало выполнения Программы. 2 этап. Основной этап: сентябрь - март 2023 г. - апробация новшеств и преобразований, внедрение их в работушколы. 3 этап. Обобщающе-аналитический этап: июнь 2023 г. - подведение итогов и соотнесение результатов деятельности сцелями и задачами по основным направлениям реализации Программы 4. Структура работы с учащимися, с высокими рисками неуспешности в обучении. Проблема преодоления неуспешности может и должна решаться на создаваемом школой фундаменте отношений, обеспечивающих формирование у каждого ученика оптимистического взгляда на всё, что с ним происходит, на жизнь как высшую ценность. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало обучающихся, которые являются неуспешными. Без эффективной комплексной работы невозможно решить данную проблему. Поэтому в работе по преодолению неуспешности каждого обучающегося должны быть задействованы все субъекты образовательного процесса. 4.1. Урочная деятельность Цель: достижение учащимися образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных). Задачи: - формирование устойчивой мотивации к зрению как к жизненно важному процессу; - формирование общеучебных знаний, умений, навыков; - развитие коммуникативного общения; - привитие обучающимся практических навыков; - использование занимательных материалов по предмету; - развитие интереса к предмету; - развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации; - формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления; - повышение самооценки, уверенности, воспитание уверенности в себе и в своихзнаниях; - построение системы выявления группы «риска» через диагностику и создание банка данных об уровне развития способности и успешности. Формы работы: - творческие задания; - самостоятельная работа; - индивидуальные занятия; - дифференцированная работа; - элементы исследовательской и поисковой деятельности; Такая организация учебного процесса способствует тому, что каждый урок удовлетворяет стремление ребенка к развитию способностей, желание раскрыть свою личность. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Виды помощи в учении 1) В процессе контроля за подготовленностью обучающихся. 2) Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. 3) Снижениетемпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. 4) Предложения учащимся примерного плана ответа. 5) Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 6) Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. При изложении нового материала. 1) Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. 2) Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. 3) Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. 4) Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. Входе самостоятельной работы на уроке. 1) Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. 2) Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. 3) Напоминание приема и способа выполнения задания. 4) Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. 5) Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. 6) Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 7) Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. 8) Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. При организации самостоятельной работы. 1) Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системыупражнений, а не механическое увеличение их числа. 2) Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. 3) Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий. Домашнее задание. 1) В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный материал. 2) Внимание сосредотачивается на самых важных, трудноусваиваемых элементах программы. 3) Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам придётся поработать над типичными ошибками. 4) Давать школьникам чёткие, понятные инструкции по выполнению домашних заданий. 5) Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих наставлений. 6) С целью исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподающими в классе 4.2. Внеурочная деятельность Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи: - формирование личности самосовершенствующейся, обладающей силой воли; - формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки; - обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения; - развитие коммуникативного общения; - формирование творческих качеств личности. Формы работы: - индивидуально-групповые занятия; - занятия предметных кружков, заседание клубов; - конкурсы; - учебно-исследовательская деятельность; - консультации; - экскурсии; - встречи. 4.3. Социально-психологическая служба. Цель: обеспечение каждого ребенка индивидуальной траекторией развития с учетом егопсихофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Задачи: - поиск и развитие индивидуальных особенностей ребенка; - формирование положительной Я-концепции личности ребенка; - формирование доминанты самосовершенствования личности; - формирование умений управлять собой, саморегуляции; - систематизация материала и результатов психолого-педагогической диагностики. Формы работы: - диагностика; - групповые и индивидуальные занятия; - консультации; - тренинги; - ролевые игры; - психологический школьный консилиум. Успешность или неуспешность ребенка во многом зависят от индивидуальных психологических особенностей личности обучающегося и в дальнейшей деятельности напрямуюсвязана с его психологическим здоровьем. Педагогу - психологу необходимо составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребёнку, довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимыхзанятий, бесед. 4.4. Родители. Работа, направленная на развитие личности обучающегося, становится действительной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители. Задачи: формирование высоконравственного отношения личности к себе; осуществление деятельностного подхода в организации жизнедеятельности ребенка, формирование его социальной активности; подготовка ребенка к жизненному самоопределению; самосовершенствующейся, обладающей силой воли; формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки через принятие его позиций. Формы работы: 1) учитель - родитель - собрания; 2) - консультации; праздники; тематические вечера; лектории; встречи. родитель - ребёнок беседы; семейные конкурсы; дни творчества детей и их родителей; викторины; тренинги; информационные часы; совместная творческая деятельность. Такая работа необходима, она помогает предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребёнок, чтобы помочь ему в их преодолении. Учитель, психолог, родители должны стать единомышленниками, объединёнными единой целью - сделать жизнь обучающихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее, увереннее. 5. Аналитико - прогностическое обоснование программы сформированность сформированность сформированность элементарных навыковсамоорганизации, читательских навыков математических самокоррекции(%) инавыков работы с представлений(%) информацией (%) на основании анализа ВПР на основании анализа ВПР на основании анализа ВПР (осень, 2022г.) (осень, 2022г.) (осень, 2022г.) на основании анализа ВПР на основании анализа ВПР на основании анализа ВПР (весна, 2023г.) (весна, 2023г.) (весна, 2023г.) 6. Работа с родителями детей с высокими рисками учебной неуспешиости 1. Психологическое сопровождение родителей. 2. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальныхзаданий-тренажеров ( 5 - 1 0 минут в день). 3. Совместная практическая деятельность неуспевающего ребёнка и родителей. 4. Поддержка родителей неуспевающих детей на уровне школы. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания и индивидуальныеконсультации. 7. Основные мероприятия по реализации программы. Мероприятия Срок 1. Проведение мониторинга знаний учащихся по Каждую основным разделам учебного материала с целью четверть определения фактического уровня знаний школьников и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации (текущие контрольные, муниципальные (диагностические)контрольные работы). 2. Установление причин отставания неуспевающих По результатам учащихся через беседы с класснымруководителем, четверти встречи с отдельными родителями и учащимися, показывающими слабые знания. 3. Составление индивидуального плана работы по Октябрь 2022г. Декабрь 2022г. ликвидации пробелов в знаниях неуспевающего на текущую четверть. Март 2023г. Май 2023г. 4. Дифференцированный подход при организации Постоянно самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания неуспевающим ученикам, фиксировать это в плане урока. 5. Вести обязательный тематический учет знаний Постоянно неуспевающих учащихся (диагностические карты) 6. Отражать индивидуальную работу неуспевающими Постоянно учащимися в рабочих тетрадях по предмету. 7. Определение причин неуспешиости обучения По факту учащегося по предмету. 8. Подбор дидактического материала. Постоянно 9. Организация индивидуальной работы с неуспевающим учеником в урочное и внеурочное время. 10. Отчёт учителя-предметника по работе с неуспевающими учащимися Постоянно 11. Посещения семьи неуспевающего учащегося совместно с социальным педагогом В течение года По четвертям Ответственные Учителяпредметники Учителяпредметники Учителяпредметники Учителяпредметники Учителяпредметники Учителяпредметники Учителяпредметники Учителяпредметники Учителяпредметники Руководители ШММО, учителяпредметники Классные руководители, соц. педагог 12. Взаимопосещение уроков учителямипредметниками 13. Контроль посещения уроков неуспевающими учащимися (в случае систематических пропусковбез уважительной причины постановка на впутришкольный контроль). 14. Индивидуальные беседы с родителями по развитию их ребёнка. Постоянно Ежедневно В течение года 15. Собеседование с учителями - предметникамипо По итогам согласованию и уточнению индивидуальных планов четверти работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися (обязательное включение в план учителя индивидуальной работы по ликвидациипробелов, ведение тематического учёта знаний слабо успевающих учеников, ведение работ с отражением индивидуальныхзаданий) 16. Индивидуальные беседы с учителями о Согласно состоянии дел у неуспевающих учащихся по графику результатам проведенных контрольных работ (выборочно). Работа педагога - психолога с неуспевающими Изучение индивидуальных особенностей Ноябрь, 2022г.неуспевающих учащихся Декабрь 2022г. Наблюдение за характером работы ученика на Постоянно уроке Определение поведенческих особенностей Постоянно учебной деятельности неуспевающего ученика Ознакомление родителей и педагогов с Декабрь 2022г. результатами исследований Май 2023г. Составление рекомендаций для родителей, По необходимости учащихся и педагогов. Индивидуальная и групповая работа с учащимися Постоянно по развитию познавательных процессов Классные руководители Классные руководители Классные руководители, педагог-психолог Учителя предметники Заместитель директора по УВР 8. Ожидаемый результат реализации программы После реализации «Программы по профилактике и преодолению школьной неуспешности в МБОУ СОШ № 21 г. Сальска» в образовательной деятельности произойдут следующие изменения: - достижение обучающихся с рисками учебной неуспешности результатов освоения образовательной программы; - формирование совокупности у учащихся данной категории «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию; - положительные отметки за четвертные иполугодовые периоды; - успешная социально-психологическая адаптация детей с высокими рисками неуспешности в обучении, в образовательной среде, социуме; - рост уровня индивидуальной работы с детьми с целью развития способностей учащихся. Приложение № 1. Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими инеуспевающими обучающимися Кчассному руководителю 1) Определить причину неуспеваемости обучающегося через: - анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся); - беседу с психологом; - беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий; - беседу с преподавателем, у которого обучающийся имеет «неудовлетворительную» оценку. 2) Вести контроль за: - посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима); - успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику. 3) Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости обучающегося. Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности иподводить итоги по окончанию четверти. Учителю-предметнику 1) Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, педагогом психологом, родителями обучающихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей. 2) Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися. Заместителю директор по УВР 1) Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, педагога - психолога школы, родителями обучающихся в решении задач повышения успешности обучения детей. 2) Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости обучающегося через посещение уроков и собеседования. 3) Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими обучающимися не менее 1 раза в месяц. 4) Проводить собеседования с обучающимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении. Учебная деятельность. 1) Индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися 2) Индивидуальные и групповые консультации при изучении нового материала. 3) Ликвидации выявленных пробелов в знаниях. 4) Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников). 5) Выявление пробелов в знаниях. 6) Формирования мотивации, интереса к учебе 7) Творческие задания. Воспитательная работа. 1) Индивидуальный подход, создание комфортной среды. 2) Опора на хобби. 3) Проведение тематических классных часов, предметных недель. 4) Вовлечение в кружки, КТД. Работа с родителями. 1) Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. 2) Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работас родителями. 3) Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. 4) Совет профилактики