Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 г. Сальска Утверждено 17 от 20.01.2020 ‘.^Директор школы £1%^ветличная ПОЛОЖЕНИЕ jiff I о внутренней системе оценки качества обр1 муниципального бюджетного общеобразовательн( средней общеобразовательной школы № 21 • li 1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее - Положение) представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с Российским законодательством, на основании которого к компетенции МБОУ СОШ № 21 г. Сальска (далее - школа) относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО). 1.2. Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в школе, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.3. Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; - Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; - ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; - ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413; - Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089; - Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 426; - Показателями деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденным приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324; - Показателями, характеризующими общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547; - законодательными актами Ростовской области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования; - локальными актами школы; - уставом школы; - Программой развития школы. 1.4. в Положении использованы следующие определения и сокращения: качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в щколе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса; оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования; ноко - независимая оценка качества образования. Это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям; ВШК - внутришкольный контроль. Это компонент ВСОКО, который поддерживает гарантии участников образовательных отношений на получение качественного образования; измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; диагностика - контрольный замер, срез; критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. мониторинг - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся; экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. 1.5.Оценка качества образования осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования: > мониторингом образовательных достижений учащихся на разных уровнях образования; > анализом творческих достижений школьников; > системы внутришкольного контроля; > результатами аттестации педагогических работников; > результатами социологических исследований; > системой медицинских исследований школьников, проводимых в рамках экспериментальной работы на АПК «АРМИС»; > системой внутришкольного скрининга психологического комфорта. 2.0сновные цели, задачи внутренней системы оценки качества образования. 2.1. Целями системы оценки качества образования являются: > формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное вьывление изменений, влияющих на качество образования в школе; > получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; > предоставления всем участникам образовательной деятельности и общественности достоверной информации о качестве образования; > принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; > прогнозирование развития образовательной системы школы. 2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются: > формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; > формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; > формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; > изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы; > определение степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; > определение степени соответствия образовательньгх программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; > обеспечение доступности качественного образования; > оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; > определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках исследований качества образования государственным стандартам; > выявление факторов, влияющих на качество образования; > содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов; > расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. Внутренняя система оценки качества образования: > функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью школы; > направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования; > учитывает федеральные требования к порядку проведению школой процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования. 2.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 2.5. Положение об обеспечении ВСОКО, а также дополнения к нему утверждаются приказом директора школы на основании решения Педагогического совета. 3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, Педагогический совет, методические объединения учителейпредметников, временные структуры. Администрация школы: > формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение; > разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; > обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; > организует систему отслеживания качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; > организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; > обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; > формирует информационно - аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, самообследование); > принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; Педагогический совет Учреждения: > содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; > принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе; > заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы; > принимает решение о формах проведения итогового контроля по результатам учебного года. Методические объединения: > участвуют в разработке методики оценки качества образования; системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; > участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; > содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; > готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 4. Реализация внутренней системы оценки качества образования 4.1. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.2.Предметом системы оценки качества образования являются: > качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственным образовательным стандартам); > качество организации образовательной деятельности, включающей условия организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение, организация питания; > качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации; > воспитательная работа; > профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; > эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы; > состояние здоровья обучающихся. 4.3. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.4. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя: > единый государственный экзамен для выпускников 11-х классов; > государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х классов (ОГЭ, ГВЭ); > промежуточную и текущую аттестацию обучающихся; > мониторинговые исследования качества знаний обучающихся по результатам ВПР; > участие и результативность в школьных, муниципальных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; > мониторинговое исследование обучающихся 1-х классов «Готовность к обучению в школе и адаптация»; > мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5- х и 10-х классов; > мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных уровнях обучения в соответствии ВШК. 4.5. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: > результаты лицензирования и государственной аккредитации; > эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем самоанализа деятельности; > программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярное пополнение и эффективность его использования в образовательном процессе; > оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; > обеспеченность методической и учебной литературой; > оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, СанПиН, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); > оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10; > диагностику уровня тревожности обучающихся 1,5, 10 классов в период адаптации; > оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся; > анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников; > оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 4.6. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя: > степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям; > реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии; > доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием. 4.7. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя: > степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей; > качество планирования воспитательной работы; > охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям; > наличие детского самоуправления; > удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом; > исследование уровня воспитанности обучающихся; > положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся. 4.8. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: > аттестация педагогов; > отнощение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений и т.д.); > знание и использование современных педагогических методик и технологий; > образовательные достижения учащихся; > подготовка и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.; > участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.9. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя: > регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; > оценку эффективности оздоровительной работы (здоровье сберегающие технологии, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); > оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; > диагностика состояния здоровья обучающихся по результатам профилактического медицинского осмотра. 5. Документация ВСОКО 5.1. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки ОС отчета о самообследовании. 5.2. Итоги ВСОКО оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации (самообследование, публичный отчет, справки). 5.3. Исследования ВСОКО могут обсуждаться на заседаниях Педагогического совета, совещаниях при директоре, при заместителях директора, на заседаниях методических объединений, на Совете школы. 5.4. Итоги оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц. 5.5. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, издаются приказы, осуществляется планирование и прогнозирование развития школы. 6. Общественное участие во внутренней оценке и контроле качества образования 6.1.Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: • основным потребителям результатов ВСОКО; • размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школы. 6.2.Внутренняя система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.