Положение о внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 21 г. Сальска

го
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ COIU № 21 г. Сальска
Протокол № 1
от "30" августа 2013 г.

приказом №
директор

Положение
о внеурочной деятельности
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 21 г. Сальска
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от
29.12.2012г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»,
- приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении
изменений в федератьный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.09 №
лил

- приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации
внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской
области»,
- письмом Департамент общего образования Минобрнауки РФ от 12.05. 2011г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федератьного государственного
образовательного стандарта общего образования,
- СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189;
зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
1.2. Положение определяет структуру, условия, направления и финансирование внеурочной
деятельности обучающихся.
1.3. Внеурочная деятельность, как составная часть основной образовательной программы
образовательного учреждения, является специатьно организованной деятельностью
обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения.
1.4. Образовательное учреждение в соответствии Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. обеспечивает государственные гарантии
прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе
выделения субвенций в соответствии с региональными нормативами для реатизации
основной образовательной программы.
1.5. Лицензирование внеурочной деятельности осуществляется в рамках лицензирования
образовательной деятельности образовательного учреждения по программам общего
образования. Программы внеурочной деятельности дополнительно не лицензируются.
1.6. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей) путём беседы и (или)
анкетирования учащихся и родителей (законных представителей).
1

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения
ожидаемых результатов учащихся в соответствии с основной образовательной программой
МБОУ СОШ № 21 г. Сальска.
2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей
учащихся путём предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на
развитие детей.
2.3. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных
образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на
приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному;
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
2.4. Образовательное учреждение самостоятельно определяет направления и формы
внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы. При
отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное
учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий,
формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений
дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
2.5. Образовательное учреждение в каникулярное время может использовать часы
внеурочной деятельности на организацию отдыха детей и их оздоровления, тематических
лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и
образовательных учреждений дополнительного образования детей.
2.6. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы
организации и объем внеурочной деятельности обучающихся (до 10 часов в неделю),
количество часов внеурочной деятельности с учетом имеющихся условий и ресурсов
(количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, может меняться в течение
учебного и календарного года).
2.7. Образовательное
учреждение
определяет
режим
внеурочной
деятельности
самостоятельно на основе СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
2.8. Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности составляет 30-45 минут с
обязательным 10-минутным перерывом между занятиями. Длительность занятий по таким
видам деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие
игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов и не более
полутора часов в день - для остальных классов.
2.9. Образовательное учреждение при реализации внеурочной деятельности в объеме до
10 часов в неделю планирует занятия в количестве 2-х часов в день, один час из которых
предусматривает
виды
деятельности
спортивно-оздоровительного,
прогулочно­
экскурсионного, игрового характера.
2.10. Продолжительность перерыва между учебными занятиями и внеурочной
деятельностью составляет не менее 45 минут, для учащихся 1-ых классов
продолжительность перерыва - не менее 1,5 часов.
2.11. Комплектование групп обучающихся, охваченных внеурочной деятельность, не
должна превышать 25 человек (п. 10.1 Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях"). Допускается включать в

состав групп одновозрастных или разновозрастных детей с учётом их психо­
физиологических особенностей развития и их интересов.
2.12. В течение всего периода участия школьника во внеурочной деятельности возможность
выбор вида внеурочной деятельности остаётся за учащимся.
2.13. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности должны соответствовать
санитарно-эпидемиологическим требованиям в зависимости от типа учреждения.
3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности.
3.1. Образовательное учреждение вправе самостоятельно определять направления и виды
внеурочной деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы.
3.2. Внеурочная деятельность может быть организована:
- по направлениям: духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное, научно-исследовательское и т.д. (охват всех направлений не
является обязательным);
- по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое
общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное
творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое
творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная
деятельность; туристско-краеведческая деятельность;
- в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые
исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со
сверстниками, педагогами, родителями.
3.3. Программы
внеурочной
деятельности
самостоятельно
разрабатываются
и
утверждаются образовательным учреждением.
3.4. Программа внеурочной деятельности включает:
- пояснительную записку;
- календарно-тематическое планирование содержания деятельности;
- планируемые результаты освоения программы;
- ресурсы и условия реализации программы.
3.5. Программа внеурочной деятельности может включать в себя дополнительное
календарно-тематическое планирование на летний период.
3.6. Темы программы, объёмы часов и посещаемость занятий обучающимися фиксируются
в журнале внеурочной деятельности.
3.7. Основной формой учета результатов внеурочной деятельности обучающихся является
портфолио.
3.8. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляет ответственное
лицо (классный руководитель, учитель, воспитатель ГПД, преподаватель ПДО).
4. Права участников образовательного процесса
4.1. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей) путём беседы и (или)
анкетирования учащихся и родителей (законных представителей).
4.2. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным
учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного
образования, культуры, спорта.
5. Ответственность
5.1. Администрация школы
- организует процесс разработки, обсуждения и утверждения программы внеурочной
деятельности,
- осуществляет контроль выполнения программ внеурочной деятельности и ведения
журналов внеурочной деятельности.
5.2 Классные руководители

- в своей работе руководствуются Положением о классном руководителе, должностной
инструкцией классного руководителя,
- осуществляют контроль посещаемости обучающимися занятий внеурочной деятельности.
5.3 Преподаватели внеурочной деятельности
- регламентирует свою работу в соответствии с Уставом школы, Правилами внутреннего
распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.
5.4. Родители (законные представители) обучающихся
- несут ответственность за посещение обучающимися занятий внеурочной деятельности.
6. Организация управления
Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе по плану, утверждённому директором школы,
по следующим направлениям:
- оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности,
- организация проведения занятий внеурочной деятельности,
- система оценивания обучающихся.
7. Требования к организации внеурочной деятельности.
7.1. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ,
имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью
максимального удовлетворения потребностей учащихся во внеурочной деятельности, её
дифференциации и индивидуализации.
7.2. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения
неперсонифицированных
мониторинговых
исследований,
составления
портфеля
достижений школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
7.3. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной
деятельности, в том числе утвержденным СанПиН.
7.4. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения
результата определенного уровня; при разработке программы необходимо выстраивать
логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

8. Типы образовательных программ внеурочной деятельности
8.1. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической
целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
8.2. Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от
воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных
видах внеурочной деятельности.
8.3. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных
результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности
различных видов внеурочной деятельности.
8.4. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов
определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь
возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы — второй
уровень, 4-й класс — третий уровень и др.)
8.5. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая,
познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
8.6.Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными
категориями: для младших школьников, для школьников среднего и (или) старшего
возраста и др.
8.7.
Индивидуальные образовательные программы для учащихся - программы для детей
неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
9.

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации
внеурочной деятельности.

9.1. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным
учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного
образования, культуры, спорта на основе Договора о совместной деятельности.
9.2. Механизмы интеграции:
- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций,
направленных на решение воспитательных задач;
- кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми,
информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
10. Классификация результатов внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы,
где не обязательно положительный настрой.
11. Требования к структуре программы
11.1. Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные
разделы:
Титульный лист.
Рецензия.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Календарно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение.
Перечень литературных источников.
11.2. Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов
дополнительной образовательной программы.
1) На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется
указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
-название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная
образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2) В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует
раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих дополнительных образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность
образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
(выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3) Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может
содержать:
- перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды
занятий.
4) Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы
возможно отразить через краткое описание тем дополнительной образовательной
программы (теоретических и практических видов занятий).
5) Методическое обеспечение может включать описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной
образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический
материал, техническое оснащение занятий;
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной
программы.
6) Список использованной литературы.
12. Этапы организация внеурочной деятельности
12.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы определяет общеобразовательное учреждение.
12.2. Учащиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и
форм внеурочной деятельности
12.3. Для учащихся 1 классов набор модулей программы внеурочной деятельности
предлагается на родительском собрании.
12.4. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельностина
учебный год и летнее время.
12.5. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью не менее
10 мин.
13. Делопроизводство
13.1. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания,
посещаемости учащихся производится в классном журнале или специальном журнале
внеурочной деятельности.
13.2. В журнале указываются следующие данные:
Название программы внеурочной деятельности.
Количество часов в неделю.
Ф.И.О. педагога, проводящего занятия.
Содержание занятия.
13.3. В разделе «Содержание» записывается тема занятия в соответствии с тематическим
планированием.
13.4. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо
соблюдать правила оформления классный журналов.

14. Финансирование
14.1. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при

определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной
образовательной программы.
14.2. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счёт ресурсов
самого общеобразовательного учреждения, так и за счёт интеграции ресурсов
общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.
14.3. Образовательное учреждение имеет право привлекать внебюджетные средства на
развитие материально-технической базы
внеурочной деятельности и проведение
экскурсионно-досуговых мероприятий.

ПрошитдУоЗД^^й^ювано
\ J ^ 'b о \ \

\\

£

Oa /1

(_

) листа(ов)
(С.Г. Хомутова)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».