МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ ДЖЕТНОЕ ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Ш КОЛА № 21 Г. САЛЬСКА ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ COLLJ № 21 г. Сальска Протокол № 1 от "30" августа 2013 г. об инспекционно-контрольной деятельности (внутришкольном контроле) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 21 г. Сальска 1. Общие положения 1.1 .Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012г., Письмом министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом МБОУ СОШ № 21 г. Сальска. 1.2.Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ. субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования. 1.3. Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование долж лиц по вопросам его проведения. 1.4.Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения. 1.5. Целями внутришкольного контроля являются: - совершенствование деятельности образовательного учреждения; - повышение мастерства учителей: - улучшения качества образования в школе. 1.6. Задачи внутришкольного контроля: - осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования; - выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно правовых актов, принятие мер по их пресечению; - анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; - анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников: - изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций: - анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе; - оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 1 1.7. Функции внутришкольного контроля: • информационно-аналитическая; • контрольно-диагностическая; • коррективно-регулятивная. 1.8. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришколькый контроль результатов деятельности работников по вопросам: • соблюдения законодательства РФ в области образования; • осуществления государственной политики в области образования; • использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами; • использования методического обеспечения в образовательном процессе; • реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков; • соблюдения Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; • соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; • своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Ростовской области и правовыми актами органов местного самоуправления; • работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы; • другим вопросам в рамках компетенции директора школы. 1.9. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается: • выполнение государственных программ в полном объёме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); • уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся; • степень самостоятельности учащихся; • владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями; • дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения; • совместная деятельность учителя и ученика; • наличие положительного эмоционального микроклимата; • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний); • способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности; • умение корректировать свою деятельность; • умение обобщать свой опыт; • умение составлять и реализовывать план своего развития. 1.10. Методы контроля над деятельностью учителя: • анкетирование; • тестирование; • социальный опрос; • мониторинг; • наблюдение; • изучение документации; • анализ самоанализа уроков; 2 • беседа о деятельности учащихся; • результаты учебной деятельности учащихся. 1.11. Методы контроля над результатами учебной деятельности: • наблюдение; • устный опрос; • письменный опрос; • письменная проверка знаний (контрольная работа); • комбинированная проверка; • беседа, анкетирование, тестирование; • проверка документации. 1.12. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утверждённым планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 1.13. Виды внутришкольного контроля: - предварительный - предварительное знакомство; - текущий - непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом; - итоговый - изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год. 1.14.Формы внутришкольного контроля: • персональный; • тематический; • классно-обобщающий. 1.15. Правила внутришкольного контроля: - внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе; - в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты; - продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий; - проверяющие (директор, заместители директора) имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля; 3 - при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору школы; - экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы; - при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения; - при поступлении рекламаций (письменной жалобы о нарушении прав ребенка, законодательства об образовании) педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 сутки до посещения уроков. 1.16. Основания для внутришкольного контроля: - плановый внутришкольный контроль; - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; - обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 1.17. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки. Педагогические работники знакомятся с результатами внутришкольного контроля на совещаниях при директоре, при заместителях директора. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел: а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания при директоре; б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы. 1.18. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения: - об издании соответствующего приказа; - об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля на педсовете; - о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (внешних экспертов); - о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; - о поощрении работников; - иные решения в пределах своей компетенции. 1.19. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 2. Личностно-профессиональный контроль 2.1. Личностно-профессиональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя. 2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает: - уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя; 4 - уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приёмами обучения; - результаты работы учителя и пути их достижения; - способы повышения профессиональной квалификации учителя. 2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право: - знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя; - изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, внеурочных занятий, секций; - проводить экспертизу педагогической деятельности; - проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации; - организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей; - делать выводы и принимать управленческие решения. 2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право: - знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; - знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; - своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; - обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка. 3. Тематический контроль 3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы. 3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы. 3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. 3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране. 3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы. 3.6. В ходе тематического контроля: - проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); - осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, внеурочной деятельности, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации. 3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. 3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях 5 методических объединений. 3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся. 3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом. 4. Классно-обобщающий контроль 4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели. 4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. 4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно воспитательной работы в отдельном классе или классах: - деятельность всех учителей; - включение учащихся в познавательную деятельность; - привитие интереса к знаниям; - стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; - сотрудничество учителя и учащихся; - социально-психологический климат в классном коллективе. 4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. 4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. 4.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы. 4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания. 6 I * l"f Y ЙБОУСОШ№21f | i ; ji г-Сгяьси fs^il te^V *a \K?<*C*4Z Х й:53*v *5r