Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качествеосновной целив области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 21 г. Сальска рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
В МБОУ СОШ № 21 г. Сальска созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог и медицинский работник;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- создан кабинет психологической разгрузки;
- вход в школу оборудован пандусом;
ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.
РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ, РЕГУЛЯРНО ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ НЕ МОЖЕТ. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭТОГО ПРЕДУСМОТРЕНЫ В ЗАКОНЕ?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
МОЖНО ЛИ ОСТАВИТЬ НА ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРИЧИНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?
Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО РОДИТЕЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА ИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ В ОБЫЧНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ?
Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
РЕБЕНОК-ПЕРВОКЛАССНИК ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСВАИВАЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РОДИТЕЛИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОБСЛЕДОВАТЬ РЕБЕНКА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).
ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В образовательной организации нет в наличии специальных
оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми,
ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном
учебном кабинете.
Учебные кабинеты оборудованы специальными
техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в
том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные комплексы (проектор и
экран),
- интерактивные доски,
- плазменные панели,
- ноутбуки ученические,
- документ-камера, веб-камеры,
- МФУ,
- наушники с микрофоном.
Вучебных кабинетах, находящихся на
первом этаже здания школы, увеличены дверные проёмы, что позволяет свободно
передвигаться детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе для проведения практических занятий функционируют
кабинеты, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам,
тренировочным занятиям. Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями ФГОС.
Кабинеты укомплектованы мебелью: регулируемые столы со стульями ученические,
шкафы для хранения наглядных пособий, доска классная. В каждом кабинете имеется
интерактивное оборудование (проекторы, интерактивные доски, панели), МФУ,
колонки, развивающие игры. Используются наглядные пособия, дидактический и
раздаточный материал, таблицы правописания, методические пособия;
видеоматериалы.
Организован свободный доступ к местам занятий. Имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитуры
Перечень объектов для проведения практических занятий:
- Мастерские
(технология)
- Компьютерный класс
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека МБОУ СОШ №
21 г. Сальска расположена на втором этаже здания. Несмотря на это все группы
обучающихся с инвалидностью и ОВЗ имеют возможность беспрепятственно
пользоваться библиотечным фондом, поскольку в школе есть тьюторы.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал МБОУ
СОШ № 21 г. Сальска расположен на первом этаже здания, имеет беспрепятственный
вход, туалет. Спортивный зал, тренажерный
зал, футбольная, баскетбольная спортивные площадки, спортивная площадка для
мини футбола, спортивная площадка для игры в ручной мяч, сектор для прыжков в
длину способствуют формированию у обучающихся жизненно необходимых умений и
навыков здорового образа жизни, воспитанию потребности в каждодневной
двигательной деятельности, что позволяет достигать успехов в различных видах
спорта.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В случае необходимости могут быть предоставлены специальные
средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Обучение организовано по адаптированным образовательным
программам.
Во время проведения занятий в классах, где обучаются
дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья возможно
применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных
средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с
различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины
педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.
Для детей с нарушениями речи функционирует логопедический
кабинет. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные
средства. В МБОУ СОШ № 21 г. Сальска широко используются предметы и объекты
природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные
знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеоуроки. При
использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая
наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; она должна использоваться
в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или
урока; наглядность должна быть эстетически выполнена; также она должна быть
хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой
информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению
демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной
доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для
хорошей видимости даже с последней парты. Рационально сочетается компьютерная
техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость
использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую
эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка
которых может привести к сдерживанию развития личности.
В МБОУ СОШ № 21 г. Сальска используются следующие средства
обучения и воспитания:
Печатные
(учебники
и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и
т.д.);
Визуальные
(зрительные):
- таблицы по
истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку,
английскому, немецкому, французскому языкам, литературе, родным языкам,
технологии, химии, начальным классам;
- карты по
истории и географии;
- картины на
уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства;
- портреты (по
всем учебным предметам);
- натуральные
объекты (на уроке биологии);
- модели,
муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным
классам;
- лабораторное
оборудование – на уроках физики, химии, биологии.
- магнитные
доски
Механические
визуальные приборы:
- микроскоп
- телескоп
- фотоаппарат
- видеокамера
Электронные
образовательные ресурсы:
- мультимедийные
учебники и универсальные энциклопедии
- сетевые
образовательные ресурсы
- электронные
журналы и дневники
Аудиальные
(слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный
центр;
- наушники
- микрофон
Аудиовизуальные
(зрительно-слуховые):
- образовательные
видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
- презентации
Средства,
автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное
оборудование;
- интерактивная
доска
- проекторы
- телевизоры
Словесные:
- учебники;
- художественная
литература;
- словари;
- учебные
пособия
- другая
необходимая литература
Спортивное
оборудование:
- тренажеры
- гимнастическое
оборудование
- спортивные
снаряды
- мячи,
скакалки, обручи и т.п.
О средствах
воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты
материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных
задач, соблюдая следующие условия:
1) с данным объектом
связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности
воспитанника;
2) информация об объекте выделена как предмет освоения в
образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной)
форме;
3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную
деятельность воспитателя и воспитанников.
1.
Общение как средство воспитания
а)
непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося,
индивидуальные беседы;
б)
опосредованное, проявляющееся в том, что учитель направляет свои воздействия не
на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности,
которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным
образом сориентироваться. Реализуется через классные часы, школьные праздники и
мероприятия.
2.
Учение как средство воспитания
Учение
как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует
умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая
целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям
окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся
оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы,
личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а
также обстановка в классе и школе.
С
целью повышения эффективности воспитательного воздействия учения на уроках
практикуется совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой
деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют
условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д)
оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно
решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают
итоги совместно проделанной работы.
Совместная
деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при
условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения
нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с
учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие
возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих
условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3)
социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования
должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4)
совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными
переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их
успехам.
3.
Труд как средство воспитания
Воспитательная
сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и
удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление
новых потребностей. Осуществляется через
- дежурство по
классу, школе;
- выполнение
трудовых поручений
4.
Игра как средство воспитания
Используется
как в урочной так и во внеурочной деятельности, организуется в форме проведения
разного рода игр:
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые;
- спортивные;
- дидактические.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Инвалиды и лица с
ограниченными возможностями здоровья небольшой и средней степени тяжести
участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Перед центральным
входом в здание школы размещена мнемосхема.
Конструктивные
особенности здания МБОУ СОШ № 21 г. Сальска (дата постройки основного здания —
1979 год) не предусматривают наличие подъемников, но имеется пандус,
обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). Имеется тифлотехника, напольные метки, приспособления для туалета/душа
специализированного назначения в образовательной организации. При необходимости
инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной
организации будет предоставлено сопровождающее лицо - тьютор.
Специальные условия питания
Для обучающихся МБОУ СОШ №21 г.Сальска предусматривается организация
горячего питания по цикличному меню.
Создано
отдельное меню для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в
полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Бесплатным питанием обеспечены дети- инвалиды и обучающиеся с
ОВЗ.
Классные руководители, тьюторы сопровождают обучающихся в
столовую.
Столовая
расположена на 2 этаже.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены
умывальники с подачей воды, электрические сушилки и санитайзерами для обработки
рук.
Обеспечение питания
детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ возможно при помощи сотрудников
образовательного учреждения.
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29
декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской
Федерации» МБОУ СОШ № 21 г.Сальска создаёт условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья учащихся.
Основные
направления охраны здоровья
-
оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке,
установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
-
организация питания учащихся;
-
оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке,
установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
-
организация питания учащихся;
-
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима
учебных занятий и продолжительности каникул;
-
пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни,
требованиям охраны труда;
-
организация и создание условий для профилактики заболеваний и
оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
-
прохождение учащимися в соответствии с законодательством
Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
-
профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных,
слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
-
обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
-
профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания
в школе;
-
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических
мероприятий
Здание МБОУ СОШ № 21 г.Сальска оснащеоы противопожарной
сигнализацией, табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации
об опасности, видеонаблюдением.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе
функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и
инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обслуживания инвалидов выделена зона 1 этажа здания, в
помещениях достаточно места для передвижения на кресле-коляске, в здании нет
проблем с преодолением порогов дверных проёмов.
Санитарно-гигиеническое помещение,
расположенное на 1 этаже, доступно для всех категорий детей- инвалидов.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и
детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть
предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ № 21 г.Сальска и с
другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия
для слабовидящих ( в том числе и портал "Дневник.ру").
Информационная база образовательного учреждения оснащена:
электронной почтой; выходом в Интернет; функционирует официальный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в
любой точке образовательного учреждения посредством Wi-Fi, а также в
компьютерных классах. На сайте школы есть
ссылки на электронные образовательные ресурсы.
Для обеспечения
безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система
контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам
сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
обеспечен доступ ко всем электронным образовательным ресурсам. В
образовательной организации имеются мультимедийные средства обучения,
оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и
колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные
доски, планшеты.
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ
обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.
Электронные
ресурсы:
•
Библиотека МЭШ
•
Портал "Мои достижения"
•
"Инфознайка"
•
ЯКласс
Официальный информационный портал ЕГЭ.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Cпециальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - нет.